11.10.2020 в 13:01
Пишет AlyonaSL:Занимательная фандомология-2URL записи
Все-таки я решила на вопросы отвечать по одному. Чтобы не было путаницы.
Вначале - обо мне
По профессии я – практикующий психолог. Специалист по психоаналитической терапии. А также по детскому психоанализу, трансактному анализу, психотравмам, парной/семейной психотерапии, клинической психологии и расстройствам пищевого поведения.
А сейчас меня понесло рассуждать на темы фанфикшена, фандомного общения и всякого рода проблем, с этим связанных. Просто потому, что разговор об этих проблемах иногда очень-очень нужен, а спросить - профессионально! - не у кого.
У меня в загашнике целый список вопросов, приведенный в конце, и к этому списку вы при желании можете в комментах добавить свой вопрос. А если все очень личное – пишите в личку.
Вопрос 2:
"Можно ли стать настоящим писателем (настоящим с большой буквы ) после фикописательства, или опыт фанфикшена так и будет сказываться в оригинальном творчестве?"
ответТут я в лучших национальных традициях начну с ответа вопросом на вопрос
А кто такой вообще "настоящий писатель"? Тем более "с большой буквы"? По каким критериям будем определять, какой писатель настоящий, а какой нет? И какой с большой буквы, а какой с маленькой?
Возьмем словарь Ожегова: писатель – это человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. То есть из этого у внутренней цензуры могут вытекать сразу два вопроса: как определить, насколько художественны написанные произведения, и насколько то или иное, как говорят на холиварке, "писево" можно назвать литературным трудом.
По первому вопросу снова лезем в словарь: "Художественное произведение – это созданное средствами искусства произведение, отражающее в художественных образах окружающую действительность, внутренний мир вымышленных героев, творческую и жизненную позицию самого автора".
То есть по факту даже фики вполне могут претендовать на то, чтобы называться художественными произведениями. По этому критерию фанфикеру не нужно становиться Настоящим Писателем: он им уже является по факту. Так как пишет произведения, созданные средствами искусства (литературная речь), отражающие реальную действительность и внутренний мир вымышленных героев (пусть и не самим вымышленных, но и то не всегда), и уж конечно творческую и жизненную позицию самого автора.
По второму вопросу: да. вроде бы труд – это то, за что платят. То есть настоящий писатель – это тот, которого издают и платят ему гонорары? Ну хорошо, допустим. Но таким образом стать Настоящим Писателем сейчас не так уж и сложно: потому что сейчас, пардон, чего только не издают! Даже того, что при всем уважении сложно назвать художественным произведением.
Здесь вспоминается старая шутка из "Папиных дочек": учительницы литературы и физики спорят, чей предмет лучше. Литераторша:
- А ваш Курчатов изобрел атомную бомбу!
Физичка в ответ:
- А ваша Дарья Донцова написала свои романы, а это еще хуже, чем атомная бомба!
Да, сравнение сильное, но момент показателен: если стать настоящим писателем с большой буквы – это стать таким писателем, который гонит конвейерный листаж сомнительного качества, потому что договор с издательством заставляет, сроки поджимают и денег надо – то подозреваю, что не всем такого захочется.
И насчет опыта фанфикшена в оригинальном творчестве. Тут вспоминается давнее убеждение из области сексологии, один из аргументов о вреде мастурбации: мол, мастурбировать вредно еще и потому, что-де ты привыкнешь получать удовольствие только определенным образом, а с партнером все будет по-другому, тебе будет непривычно, и у вас с ним никакой интимной гармонии не получится!
Это на самом деле неправда: хотя бы потому, что интимные удовольствия могут быть очень разными. Но, возвращаясь к фанфикшену, что это такой за опыт, который будет мешать в оригинальном творчестве? Привычка писать о готовых персонажах? Но пардон, фанфикшен – это не только готовые персонажи, вспомним ОМП и ОЖП в количестве. Во-вторых, фанфикшен – это прорабатывание новых ситуаций и коллизий для этих готовых персонажей (в чем вообще суть фанфикшена: написать про то, про что не написано в каноне). И наконец, довольно часто в фиках характеры героев и развиваются, и дополняются, и дорабатываются – то есть если автор фиков чувствует базово и характеры, и ситуации, и то, что в оригинальном описании в одних и других не хватает - что ему помешает при желании написать оригинальное произведение?
Да, возможно, эти страшилки "не пиши фанфики, потом не сможешь писать По-Настоящему" основаны во многом снова на вторичности фанфикшена как литературного продукта. Но опять же, если с позиции логики – это все равно что упрекать ребенка, который играет в готовые магазинные игрушки, что куклу или машинку он не сделал себе сам. И кстати, игра имеет огромное значение в развитии ребенка и в его последующей жизни: примерно так же фанфикшен, наоборот, может стать трамплином к оригинальным художественным произведениям. Когда автор не чувствует прессинга ответственности, потому что просто играет в чужих персонажей, а потом вдруг понимает, что он может писать в принципе, может необходимым ему образом выразить словами свои мысли и чувства, и начинает писать свои произведения.
Следующий вопрос:
"Почему фанфики я могу читать, и много, а книги нет?"
Список уже поступивших вопросов