Обсуждать можно в дневнике автора, там вполне дискуссия
07.10.2020 в 18:53
Пишет AlyonaSL:Начинаем разговор про занимательную фандомологиюURL записи
Вначале - небольшой камин-аут:
обо мнепо профессии я – практикующий психолог. Специалист по психоаналитической терапии. А также по детскому психоанализу, трансактному анализу, психотравмам, парной/семейной психотерапии, клинической психологии и расстройствам пищевого поведения.
А сейчас меня понесло рассуждать на темы фанфикшена, фандомного общения и всякого рода проблем, с этим связанных. Просто потому, что разговор об этих проблемах иногда очень-очень нужен, а спросить - профессионально! - не у кого.
У меня в загашнике целый список вопросов, приведенный в конце, и к этому списку вы при желании можете в комментах добавить свой вопрос. А если все очень личное – пишите в личку.
Вопрос 1:
"Почему люди пишут фанфики?"
ответ, многабуковВ качестве то ли преамбулы, то ли эпиграфа – процитирую свой же пост 2009 года о фильме "Чернильное сердце":
"Забавный фильм про переплетчика-букиниста, который обладает чудесным даром: читая вслух, он вызывает героев читаемых произведений из текста в реальность. И про его дочку, которая унаследовала от папы этот дар.
Одну из предфинальных сцен я просто заношу в свой личный цитатник:
"- Читай! Читай дальше!
Девочка:
- Я не могу, у меня нет нужной страницы!
*через весь зал летит брошенная авторучка*
- Тогда пиши!.."
Так появились фанфики"
***
Одна из основных причин того, что человек, который хочет заняться писательским творчеством, начинает писать фанфики, а не собственные повести-рассказы-романы – да просто не хочется расставаться с персонажами прочитанной книги, просмотренного фильма, пройденной игры и т.п.
Где-то в сети встретилось:
" Каждый раз, когда я прочитываю последнюю страницу понравившейся книги, или смотрю титры чем-то зацепившей меня игры (да, и на видеопрохождении тоже), я испытываю такие чувства, словно у меня друг умер.
Я имею в виду, если продолжения не планируется.
Потому что история закончилась, и больше не будет."
И фанфикшен – это своего рода протест против этого "больше не будет": будет! Потому что мы хотим! И персонажи продолжат жить, и останутся с нами.
Это на бессознательном уровне чуть ли не протест против смерти: так что уже по одной этой причине сложно называть фанфики "вторичной литературой".
Вторая причина фикописания – как ни иронично, недоработки создателей изначальных произведений. Помнится, кто-то мне говорил: "По этому канону мало фанфиков, потому что там нет ни одной логической дыры, все закрыто и обосновано".
А когда дыр много – возникает потребность их позакрывать. Появляется даже отдельный жанр – "пропущенная сцена", которой чаще всего остро не хватает в каноне: со всеми пояснениями и разъяснениями. Возникает вопрос, и хочется получить ответ, и ответ будет написан/нарисован/смонтирован/.
Тут же – если в сюжете не просто логическая дыра, а тот или иной сюжетный поворот откровенно не нравится читателям или зрителям. Тут могут быть созданы целые альтернативные вселенные, которые иной неофит порой сразу не отличит от исходника. "Будет так, как мы напишем" – девиз такого подхода. И собственно, почему бы нет? Хотя бы для себя?
Отдельно хочется обозначить ситуацию, когда создатели исходного канона убивают какого-то персонажа. Порой это и логично даже, и сюжетно оправданно (а то и не очень – например, автору надоело про этого персонажа писать или актёр, его играющий, перестал сниматься), но вот читатели или зрители, которым полюбился персонаж, очень этим недовольны. И своё недовольство реализуют в своеобразном творческом протесте: создают вариант продолжения, в котором персонаж жив, причем рассказывают, каким образом он выжил. Тут вспомним хрестоматийное "уползти Снейпа" и тому подобное. Собственно, это один из наиболее конструктивных вариантов работы с негативными ощущениями по поводу смерти персонажа.
Еще вариант - когда видна химия между персонажами, а в каноне об этом либо мало, либо ничего.
Кроме того, фанфики, а не ориджиналы – уже описанные характеры и ситуация, и если это изначально нравится и вызывает разного рода фантазии – что бы не поиграть? В конце концов, если вы хотите играть в игрушки, вы обычно покупаете в магазине готовые конструкторы, кукол и медведей. А здесь такой "конструктор" – готовая вселенная с персонажами, бери и играй. Так и пишут в шапках фиков: "Всё не моё, поиграю и верну обратно".
Опять же гораздо веселее играть и творить, когда вокруг есть большое количество людей, которые уже знают предысторию персонажей (фандом), и кто-то разделяет любовь к ним, и не надо объяснять/строить вселенную с нуля, и приятнее лепить куличики в этой в песочнице вместе. Кстати, немного позже я намереваюсь рассказать, как на волне такого творческого единомыслия формируются и дружеские, и более чем дружеские пары. А пока могу напомнить старую картинку про "Сливочного кота"![]()
Вообще фанфики, пожалуй, больше всего остального творчества отражают потребность внутреннего Ребёнка в реализации основного игрового принципа "А давайте, как будто…" В эту игру хорошо играть с подготовленными информационно людьми (фандом). Помните, в детстве – а давайте, как будто верёвочка – это речка, и в нее нельзя наступать. А листья – это деньги, и с ними мы играем в магазин. Точно так же и в фанфиках: а давайте, как будто персонажи теперь дальше живут вот так, или этак, с ними случилось еще вот это, или вон то. Сюда же – всякие гендербендеры (а давайте, как будто мальчик стал девочкой, интересно, что будет? и наоборот), совершенно все АУ (А давайте, как будто персонаж не супергерой, а бариста в кофейне?), и так далее. И особенно это захватывает, если сохраняются сюжетные параллели и характеры, чтобы "А давайте как будто они..." не превращалось в очередной ориджинал, к канону не имеющий уже никакого отношения.
Ещё хочется упомянуть разновидность вышесказанного - желание помоделировать ситуации "а что если бы там был(а) я": все попаданцы и прочее. Да, рядом с этой причиной очень близко ходят всякие ОЖП/ОМП и Мерисью/Марти Стю, но про это мы позже отдельно поговорим.
Ещё тема – когда именно фанфикшен как вид творчества оказывается решением тех или иных внутренних проблем автора. Вот, например, есть у автора внутренний запрет говорить о своих чувствах, полученный так или иначе: "Да кого вообще интересует, что ты там думаешь" или вообще "Если ты будешь говорить о том, что ты сам ощущаешь, тебе плюнут в душу". И в целях той или иной безопасности автор излагает историю не оригинальных персонажей, а сторонних. Это чужая вселенная? Чужие персонажи? ОК, о чувствах чужих людей писать можно, вот я и буду.
И ещё все-таки мы никуда не денемся от явления, когда какой-то конкретный персонаж или пара персонажей чем-то цепляет будущего автора фиков, и возникает желание играть именно с этим персонажем/персонажами как со своим внутренним альтер эго или с "тем, каким я хотел бы быть". Это по факту получается род так называемой нарративной психотерапии или театра психодрамы: когда проработка внутренних проблем идёт как бы отстранённо силами стороннего персонажа того или иного канона. Здесь востребованы и сюжетные отыгрыши, и ситуации, в которые в реальности попадать боязно (а с помощью фанфикшена идёт наработка шаблонов реагирования), и так далее. Опять же – почему не ориджинал? А чтобы вокруг были единомышленники, с которыми можно было бы обсудить, характерен тот или иной поступок для этого персонажа или нет? И таким образом многие авторы начинают ощущать, что и они сами на что-то подобное могут оказаться способны.
Еще один момент – когда человек пишет "про не своё", у него приглушается внутренний критик. Такой, например: "Что ты понапридумывал, это совершеннейшие глупости, что вообще дельного ты можешь придумать?" И автор выкручивается таким образом: все это придумал не я, вселенная не моя, персонажи не мои, я просто так, развлекаюсь тут. И прессинг "Ты ничего дельного создать не можешь" хоть немного ослабевает.
Собственно, получился немаленький список того, что творчество иной раз уходит в фанфикшен, а не в собственные оригинальные сюжеты. Но тут возникает вопрос, который хорошо было бы задать в самом начале: а для чего вообще как-то определять, почему человек пишет то, а не другое? Фанфики, а не ориджиналы?
Чтобы оправдаться?
Как ни странно, скорее всего – да. Потому что эта точка зрения весьма распространена: "Если ты пишешь фанфики, ты ничтожество, а не творец, потому что ты пользуешься чужими объедками, видимо, потому что не в состоянии придумать своих!" Опять же разговоры о "вторичной литературе" и так далее.
Любопытно то, что эти критики (реальные или внутренние) забывают о таких фактах, как, например, роман Александры Рипли "Скарлетт" – продолжение "Унесенных ветром" или официальный конкурс "Время учеников" – межавторский проект развития тем, идей и сюжетов произведений братьев Стругацких (и предисловие к первой антологии писал сам Борис Натанович).
Потом, нередко фанфики бывают никак не вторичнее оригинала, а то и гораздо лучше: просто потому, что иной создатель исходного канона создает этот канон, потому что должен/сроки горят/издательство торопит, а фанфикшен пишется с любовью и от души. Более того, дальновидные создатели исходных канонов довольно часто пользуются идеями фанфиков и создают так называемый фансервис на радость пользователям.
А что касается чувства вины и стыда за "пользование чужим" – то, собственно, какое вообще значение имеют чужие мнения по поводу ваших личных развлечений, не противоречащих УК? Вы им разве навязываете чтение и обсуждение написанного? Нет, вы с единомышленниками просто играете в своей собственной песочнице, и не принимаете обвинений в том, что вы смеете использовать для куличиков готовые формочки и готовый песок.
Тут, конечно, многое упирается во внутреннюю потребность в хорошей оценке, в страх "делать неправильно" и в тому подобные вещи, но о них мы позже, судя по всему, тоже будем отдельно говорить.
PS: и добавлю еще одну причину, приведенную читательницей: "люди пишут фанфики, потому, что хотят хоть какой-то несовершенный мир исправить, что это такая реализация желания контроля над мирозданием и приведения его к идеалу".
Тоже вполне себе да, кстати.
Следующий вопрос:
Можно ли стать настоящим писателем (настоящим с большой буквы) после фикописательства, или опыт фанфикшена так и будет сказываться в оригинальном творчестве?
Список уже поступивших вопросов