01.11.2020 в 12:12
Пишет AlyonaSL:Занимательная фандомология-7URL записи
Вначале - обо мнеОбо мне
По профессии я – практикующий психолог/психоаналитик. Специалист по аналитической терапии. А также по детскому психоанализу, трансактному анализу, психотравмам, парной/семейной психотерапии, клинической психологии и расстройствам пищевого поведения.
А еще я в фанфикшене с 2006 года. В основном автор текстов и стихов, хотя были и клипы, и песни, и разные мелкие формы на челленджи.
И сейчас меня понесло рассуждать на темы фанфикшена, фандомного общения и всякого рода проблем, с этим связанных. Просто потому, что разговор об этих проблемах иногда очень-очень нужен, а спросить - профессионально! - не у кого.
У меня в загашнике целый список вопросов, приведенный в конце, и к этому списку вы при желании можете в комментах добавить свой вопрос. А если все очень личное – пишите в личку.
Вопрос 7:
"Истоки фандомных жанров, и что за ними стоит. Почему становятся популярными такие штуки, как соулмейт, ханахаки, омегаверс, кофешоп-АУ, как они эволюционируют, что в них такого важного для читателей и авторов, что они охватывают буквально все фандомы".
Тут сразу скажу: насчёт истоков – я пас, товарищи. Я не литературовед и не историк, у меня другая специальность. И насчёт эволюции жанров… ну, вряд ли что-то такое обоснованное скажу. Информации маловато. А вот про то, почему приведённые в вопросе четыре жанра так популярны – предположения сделаю.
Кстати, если вы захотите спросить еще про какие-то жанры и направления – это вполне можно сделать. А также не исключаю, что в этом обзоре я могла упустить еще какие-то важные моменты, поэтому буду благодарна, если кто-то захочет что-то добавить.
Соулмейты
читать дальше
"По легенде одной старой,
Люди стали хвалиться, что равны богам;
И постигла людей кара -
Поделили их боги по-по-по-пополам…"
Историю про людей, когда-то разделённых богами на половинки, в детстве слышал, наверное, каждый. Как и про то, что поиску своей половинки люди посвящают целую жизнь, ищут, надеются, разочаровываются, страдают и переживают. И кому-то везёт, а кому-то нет – а как сразу угадать, что именно это – твоя половинка?
На этом во многом стоит жанр соулмейт-АУ. Очень заманчивый троп: что твоя половинка действительно есть на свете, причём единственная, "истинная", которая будет понимать тебя как никто другой, без слов, и самое главное – ее больше не надо искать методом тыка! На твоей половинке непременно будет какая-нибудь пометка, которая как-то "сработает", когда вы встретитесь.
И у вас сразу все получится: и во взглядах на жизнь, и в сексе, и в быту. (Наверное, в быту – самое главное). А как же иначе, вы же родственные души!
Справедливости ради надо сказать, что в вариантах соулмейт-АУ наблюдается порой некое разнообразие, и в фиках встречаются друзья-соулмейты, наставники-соулмейты, и разные другие виды общения, но непременно призванные как-то выправить и перенастроить к лучшему жизнь героя. А самое главное, имхо, в этом жанре – то, что твоя родственная душа, тот, кто будет понимать тебя с полуслова ("Счастье – это когда тебя понимают", ага), изначально помечена тем или иным знаком. То есть, опять имхо, самое привлекательное в жанре соулмейтов – то, что герои так или иначе избавлены от сомнений и разочарований в построении отношений и метаний "А идеальный ли я сделал выбор? А вдруг все могло быть лучше?".
Наверное, жанр соулмейт-ау появился в ответ на тот жизненный факт, что реальные отношения с ощутимым взаимопониманием построить крайне непросто. Возможно, да: но непросто. Вот, например, если взять одно яблоко, разломать его на половинки, а потом взять другое и тоже разломать на половинки, а потом взять половинку первого яблока и половинку второго, и совместить – будут ли они совпадать без притирки и других дополнительных усилий?
И согласитесь, насколько легче было бы это задание, если бы половинки первого и половинки второго яблока были как-то помечены друг относительно друга.
Отдельный поджанр соулмейт-ау – ситуация, когда "половинки" оказываются разбросаны по странам или эпохам, а то и говорят изначально на разных языках. Но законы жанра неумолимы: они все равно встретятся так или иначе, и все у них будет хорошо. Причём чаще всего - без особых на то усилий.
Вот последнее, пожалуй, единственное, из-за чего жанр соулмейт-ау можно назвать в какой-то мере опасным. Тут бессознательно может создаться ложное ожидание, что родственные души совпадают без какой-либо "работы над отношениями". Так сказать, на всё готовенькое. И когда в реальной жизни на горизонте возникает кто-то очень душевно близкий (а в творческих социумах такое вовсе не редкость), может появиться ощущение, что в данном случае с отношениями ничего делать не надо. Как-то притираться друг к другу не надо. Обсуждать и прояснять что-то не надо. А если надо – значит, это не мой истинный соулмейт!Пошёл вон!
А родственные души в реальности встречаются довольно часто (особенно опять же в творческих коллективах, где люди творят собственным бессознательным, и совпадение этих бессознательных часто переходит в дружеские и любовные привязанности: но об этом мы подробнее еще поговорим). Но при этом "родство душ" вовсе не гарантирует, что всё по всем направлениям получится сразу и с первого захода. И конечно, очень важно уметь какие-то проблемы в отношениях проговаривать на уровне слов. А то, как говорится в одном интернет-меме – "Если вы нашли человека, который понимает вас без слов, очень скоро вы разучитесь грамотно строить предложения".
Однако надо сказать, что в последнее время в жанре соулмейт-АУ наблюдаются определённые изменения: так сказать, "слом системы". Авторы все чаще пишут в той или иной форме о том, что у соулмейтов все складывается не столь радужно, как могло бы ожидаться. То они ищут друг друга всю жизнь – и не находит, то один из них создаёт семью с кем-то другим – и счастлив, "и фигня все ваши метки", то поиск друг друга оказывается сопряжён с ощутимыми трудностями, хоть и завершается успехом, а то, совсем как в обычной жизни, соулмейты находят друг друга, создают пару, а дальше в этой паре начинаются всякие размолвки, несмотря наЯ так мыслю, что в подобных случаях авторы стремятся даже этот жанр приближать к реальной жизни, в том числе чтобы избегать возможных разочарований.
Ханахаки
читать дальше
Ханахаки, или точнее, ханахаки бьё (цветочная тошнота с японского) – выдуманная болезнь, которой заболевают из-за неразделённой любви: сквозь лёгкие и сердце заболевшего прорастают цветы, которые больной откашливает, и таким образом болезнь становится заметна. К тому же таким образом становится ясно, кого любит несчастный: обычно он откашливает любимые цветы своего возлюбленного. Вылечить заболевшего можно одним способом — любимый человек больного должен ответить ему взаимностью, иначе больной умрёт от удушья или остановки сердца.
Согласно информации из сети, пошло всё это с манги "Hanahaki otome", выпускавшейся с 2008 по 2010 годы. "Цветочная болезнь" зацепила многих и началась целая волна фанфиков, артов, косплеев и другого всевозможного творчества по ханахаки. Причём именно по болезни, сюжет манги вряд ли кто сейчас вспомнит.
Но тогда вопрос: чем же так привлекателен этот троп?
Тут, наверное, ситуация близкая к соулмейтам в какой-то мере. Идеей внешнего признака тех или иных скрываемых чувств. Но не только.
Если в вашей жизни когда-то была неразделённая любовь, то наверняка вы помните, какие страдания она может приносить. Причём большей частью тогда, когда нет смелости, уверенности и т.п. признаться в своих чувствах. Но болезнь ханахаки, согласно законам этого жанра, возникает не только тогда, когда некто боится признаться. А еще и тогда, когда признаваться вроде бы нет смысла – у любимого другой или другая, и тогда, когда чувства высказаны, но отвергнуты.
Таким образом, гипотеза "ханахаки – это способ без особого труда признаться в любви" оказывается, скажем так, не совсем состоятельной. Тут скорее дело несколько в другом. Я бы предложила два достаточно разных фактора привлекательности жанра.
Первое - то, что болезнь смертельна, и единственный (!) способ вылечить человека – объекту его любви ответить на его чувства.
Чуете, чем пахнет?
Неужели никому никогда совсем ни разочка в жизни не хотелось хотя бы помечтать о том, как в реальности к объекту вашей неразделённой любви придёт кто-то со стороны и скажет: как тебе не стыдно, посмотри, как человек мучается, умереть может, у тебя что, сердца нету? Иногда в этих случаях бывают так называемые демонстративные суициды: чтобы донести до объекта, как страдает влюблённый, и что его немедленно нужно спасать. Исключительно ответными чувствами.
Но в реальной жизни все эти рычаги работают через пень-колоду, скажем так. И тут – ханахаки. ИМХО, это способ добиться любви с помощью давления социума или внутренних механизмов: той же совести, например. Человек кашляет, изо рта вылетают лепестки или даже целые соцветия, по цветам легко определяется (обычно в этом жанре так), в кого имел несчастье втрескаться больной, и тут же на этого человека так или иначе начинается давление: ответь на чувства больного, а то он умрёт. И у объекта этой любви выбор очень небольшой: либо он ответит (часто принуждая себя, так ведь получается), либо станет убийцей. Хотя сам-то к смерти влюблённого ни сном ни духом, что называется.
Кстати, кто постарше, помните фильм "В моей смерти прошу винить Клаву К.?" Тоже ведь распространённый подход: пойти на суицид (демонстративный или нет - увы, вариативно), и оставить записку – в моей смерти прошу винить того-то. А за что винить? А за то, что на чувства не ответил.
То есть в таком виде ханахаки – это вариант насилия над объектом чувств. И, наверное, так или иначе отзывается там, где чувства такие, пардон, подростковые, где первой задачей стоит – "Я хочу себе этого человека", а что по этому поводу думает тот человек – как-то уже и неважно.
Что еще тут любопытно – ни один из тех источников, к которым я обращалась, не дал ответа, станет ли притворный ответ на чувства спасением человека от ханахаки. Но если станет – дело совсем швах: объект любви попадает в тягостные для себя отношения, и даже развестись не сможет: потому что как только соберётся уйти – несчастный влюблённый наверняка снова заболеет. И выход тут, наверное, один: на чувства вроде как ответить, и даже на брак согласиться, если вдруг попросят, но - вести себя в этом браке так, чтобы партнёр тебя как можно скорее разлюбил и был бы безумно счастлив, когда ты растворишься в закате.
Что это будет за жизнь до того момента – можно себе представить, увы.
И второе – иногда жанр ханахаки становится привлекателен примерно тем же, чем в одном из вариантов селфхарм: "Никто меня не любит, и даже я сам себя не люблю". Когда угроза смерти, как самоповреждения, ощущается как своего рода наказание, что ли, за свою нелепость, ничтожность и так далее: мол, так тебе и надо. Получи по заслугам.
В этом случае персонаж, страдающий ханахаки, всячески скрывает своё состояние и умалчивает о нем – потому что "я знаю заранее, что никто меня не может полюбить, поэтому даже не буду говорить об этом, тем более объекту любви, и гордо умру в одиночестве: так мне и надо, ибо любви я недостоин".
Тут придётся рассказать о так называемой травме условной любви, которая в нашем социуме возникает едва ли не поголовно: когда родители говорят ребёнку "Мы будем тебя любить, если ты будешь хорошо себя вести или делать что-то еще по нашему усмотрению". Или более жёсткий вариант, когда сразу говорится: вот, и тут ты плохой, и здесь плохой, и вот здесь тоже, все делаешь неправильно и нехорошо, поэтому мы в своей любви тебе отказываем, а другие люди и подавно тебя, такого, не полюбят никогда! Это как в фильме "Стой, а то мама будет стрелять": "Джо, ну какая девушка на тебя посмотри, если ты такой небритый?" Зачем постоянно ребёнка шпынять и говорить, что он все делает неправильно – другая история, но факт – человек в таких условиях вырастает с двумя внутренними установками. Первая – "любовь надо заслужить, никто никого не любит просто так", и вторая – "А лично мне любовь заслужить нечем, потому что я ничтожество и достоин только смерти". Для такого человека сюжет ханахаки – естественное продолжение его собственной жизни: потому что если ему вздумается кого-то полюбить – то ясное дело, что ответных чувств он не получит никогда. И если умрёт от этой неведомой цветочной фигни, так оно и к лучшему.
То есть получаются два практически противоположных момента: в первом случае больной персонаж как бы говорит – "А ну женись на мне, даже если ты не хочешь", а во втором – "Я решу за тебя, надо это тебе или нет, а тебе не дам никакой возможности повлиять на ситуацию". Собственно, и в том и в другом случае объекту любви не даётся никакой возможности повлиять на ситуацию: он должен либо стать парой, даже если не хочет, либо не стать парой, даже если хочет. Всё решает персонаж, больной ханахаки. Видимо, не зря считается, что комплекс неполноценности – это обратная сторона комплекса сверхполноценности.
Но тем самым жанр ханахаки может оказаться привлекательным еще и своей потенциальной драматичностью. И тут, как и в соулмейтах, все зависит от автора: иной автор может так подать эту коллизию, что от всей этой подростковой напряжённости не останется и следа.
Омегаверс и мпрег
читать дальше
Напишу про оба жанра сразу: так как во множестве текстов они неразрывны, раз уж взаимодействие альфы и омеги практически всегда ведёт к сексу, причём в течку, что также практически всегда означает беременность.
(Хотя вот мпрег без омегаверса вполне себе бывает, и если необходимо – о нем тоже можно отдельно поговорить).
Омегаверс, имхо, тоже идёт навстречу некоторым мечтам авторов и читателей.
Первое – он выполняет довольно массовое желание биологически женского пола в адрес мужского: "Да вот ты бы хоть раз сам попробовал выносить и родить!" Или – "Да вот ты бы хоть раз попробовал бы, что такое месячные!"
Вуаля: в омегаверсе есть и то, и другое. Можно прикидывать и так, и этак. Надо сказать, это может быть довольно любопытно: представлять, как персонаж-мужчина страдает токсикозом и пищевыми извращениями. Или как прячет от других свою течку и закидывается таблетками.
Второе – довольно привлекательный для многих момент гендертвиста, когда переносить течки, хотеть отдаться, беременеть, вынашивать и рожать и вынужден персонаж, скажем так, мужского гендера: сильный, часто брутальный, цисгендерный такой мужик. И там, где описание подобных ощущений и действий в отношении женщины уже в зубах навязло во многих женских любовных романах, в отношении мужчины становится своего рода вызовом автору. Вот тут, наверное, можно назвать одно из основных отличий качественного омегаверса от некачественного: в последнем персонаж-омега начинает вести себя именно как капризная дамочка из плохого женского романа. Теряется характер, описывается шаблон. Посему, кстати, многие и не любят читать омегаверс. А еще потому, что нередко автор дамского пола ничтоже сумняшеся пишет на месте персонажа-омеги… себя. Просто потому, что велик соблазн: омега – значит женский гендер! А по факту-то вовсе и нет. Омега – это мужчина, который имеет возможность беременеть и рожать. Но от этого менее мужчиной – не становится.
Третье – родственное ханахаки и соулмейту: привлекательность детерминированности. В данном случае – предопределённости влечения. И здесь это может отзываться у тех, у кого есть внутренний запрет и/или чувства вины в отношении сексуального влечения и секса в целом. Увы, с учетом реальной гендерной социализации – это тоже большей частью девушки, которых все еще воспитывают в духе "приличная женщина не хочет секса".
И тут – омегаверс. В частности, такой момент, что альфа никак не может совладать с собой, если учует течного омегу. И омега тоже не сможет, если учует альфу. Их растаращит без каких-либо оговорок, и ни один, ни другой в этом будет совершенно не виноват! Потому что это природа!
Вот этим "я не виноват(а), это природа" хотя бы как-то может отрабатываться собственное чувство вины за то, что самому(самой) время от времени очень хочется секса.
Четвёртое - банальная вещь: некоторым просто нравится, что в случае омегаверса не нужно придумывать обоснуй для пейринга. Или, как вариант, хочется посмотреть, как любимый ОТП будет ощущать себя еще и в этой ситуации.
Пятое – еще омегаверс может быть привлекателен для авторов с иерархическим мышлением. Здесь магнитом является то, что-де сразу понятно, кто в паре главный, а кто подчинённый. Просто потому, что личность с иерархическим мышлением подходит так к любым взаимодействиям: дружбе, работе, любви, семье, творчеству. Этим же подходом часто обусловлено и внутреннее неприятие к раскладу "онименяются": иерархически мыслящему человеку просто необходимо представлять, кто в конкретной связке постоянный Начальник (главный и сверху), а кто постоянный Дурак (подчинённый и снизу). Да, в этом восприятии Начальник всегда сверху, а подчинённый снизу. Универсальность пары иерархически мыслящей личностью воспринимается крайне сложно. И вот в омегаверсе можно наконец чётко обозначить Главного, и картина сложится удобная и понятная.
Спойлер: увы, это тоже чаще всего будет плохой омегаверс. Потому что один из вызовов автору в этом жанре – все-таки сохранить характеры. Особенно в универсальной партнёрской паре.
Шестое – многие пишут омегаверс ради социальной составляющей: в частности, ради изложения некоторой другой структуры общества, нежели привычная. Такому автору доставляет удовольствие описывать именно социальные взаимодействия разных полов, причём в необычных, нестандартных условиях. Подстраивать под эти условия мир любимого канона, расписывать обоснуи, выстраивать систему. Кстати, в таких случаях секс и дети нередко остаются вообще где-то за кадром.
И седьмое – еще один привет соулмейтам: нахождение партнёра обычно осуществляется по запаху. Опять-таки: не нужно никаких сомнений, метаний, объяснений. Запах решает все, и это кажется очень удобным.
Но опять-таки, хороший автор и из этой предопределённости может развить ту или иную закрученную многоходовочку.
А еще отметим, что в омегаверсе тоже уже ощущается тенденция "слома системы", как в соулмейтах. Этакий своего рода "протест внутри протеста"Например, все чаще встречаются сюжеты "однополого омегаверса", альфа-альфа иил омега-омега. Или ведущим, "главным" в стандартной омегаверсной паре оказывается омега. Или появляются так называемые гаммы, которые могут в зависимости от обстоятельств быть и тем и другим. А также стал появляться такой поджанр, как женский омегаверс, позволяющий обойтись в вопросах семьи и детей без мужчин вообще. Об этом всём тоже можно будет отдельно сказать несколько слов, если будет интерес (и вопросы).
Кофешоп-АУ
читать дальше
Любопытная пометка: кофешоп – "магазин кофе" - это голландское жаргонное наименование точки, где торговали марихуаной. Термин возник, когда марихуана была нелегальна.
Но думается мне, что жанр кофешоп-ау имеет в виду именно кофейню типа Шоколадницы или Старбакса. Кстати о Старбаксе: предположу, что эта аушка, как собственно и весь фанфикшен, пришла к нам из англоязычных стран, где этих кафешек – буквально на каждом шагу. И если у нас пить кофе из кофейни на завтрак, пробегая на работу, могут до сих пор не все слои населения – то в благословенных заграницах это настолько распространённый момент, и в кофейнях в определённый этап жизни работает столько народу, что не удивительно желание поместить любимых персонажей в самые что ни на есть банальные и знакомые бытовые/рабочие условия.
Вообще любовь к персонажам во многом сродни любви к реальным людям: в том числе в моменте "Мне хочется говорить о нем постоянно". Наверняка вы сталкивались с таким явлением, что с иным влюблённым разговаривать бывает просто невозможно. Вы ему – "погода портится", а он вам – "да! Вот как-то мы с моим любимым имярек попали под дождь…" Вы ему – "рубль падает", а он вам – "да! мой имярек тоже говорил мне, чтобы я вложил средства в валюту". Вы ему – "пойдём выпьем кофе, обсудим наши дела", и вот тут вы попали: он вам битых полчаса рассказывает, какой его обожаемый имярек любит кофе, и почему, и как они однажды зашли в кофейню, а там…
Вот точно так же и с персонажами, которых любишь. Ходишь и примериваешь их то в одну ситуацию, то в другую, то в третью.
Жанр аушки вообще требует особого разговора (и скорее всего такой разговор нужно будет повести отдельно), но вот кофешоп-АУ, где соседствуют еда, банальный быт, место зарабатывания денег и общение с постоянными клиентами, наверное, стал наиболее распространённым из-за того, что в этой ситуации могут побывать практически любые персонажи. С учетом того, что это АУ и если от персонажей остаётся только характер – отдельно интересно, как впишется тот или иной любимец в эту самую что ни на есть обыденную, каждодневную реальность.
Следующий вопрос:
"Почему среди авторов фанфикшена и в частности слэша в основом биологические девушки, а цис-мужиков днем с огнем не найдешь? ".
Список вопросов со ссылками на ответы
Огромное спасибо за репост, подписалась.
Надо остальные тоже перепостить, я что-то пропустил)